Русская Православная Церковь
ОТДЕЛ
СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
Екатеринбург, ул. Кирова, 65
soee@yandex.ru
(343) 200-07-04

Рассказ сестер милосердия о командировке в белгородский госпиталь

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии совместно с Синодальным отделом по благотворительности Русской Православной Церкви регулярно организует командировки в приграничные области и на новые территории с целью оказания помощи.

Участники командировки из разных регионов России
В конце августа две сестры милосердия Татьяна Ананьина и Дарья Балдина вернулись из очередной командировки: в течение недели они в составе смешанной группы помогали в госпитале Белгорода. Рядом с сестрами из Екатеринбурга оказались добровольцы из Кирова, Твери, Москвы и Магнитогорска.

Сестры, зимой уже помогавшие в этом госпитале, рассказали, что изменилось в Белгороде за полгода.

Неизменным осталось то, что помощь там нужна постоянно. Госпиталь эвакуационный, поток раненых большой, и сил медперсонала просто физически не хватает на обычную человеческую заботу: накормить, подобрать одежду, помыть, постричь ногти, – обращает внимание Татьяна Ананьина. – Именно этим и занимаются добровольцы. Именно это и является главным изменением в служении добровольцев: полгода назад наша основная задача заключалась, в основном, в уборке мест общественного пользования.  Сейчас все внимание раненым.

– Мы помогали в тяжелом отделении, куда бойцы попадали прямо с поля боя, грязные, все в земле. Первым делом было нужно помыть, подобрать чистую одежду, – продолжает Дарья Балдина. – Утро начинается с устройства раненых поудобнее в кроватях, подготовки столиков, разноса завтрака. Одного бойца несколько дней (до его эвакуации) я кормила с ложечки, потому что у него были повреждены обе руки. Для кого-то нужно было заказать на кухне специальное жидкое питание, которым можно кормить из трубочки, если твердую пищу организм не принимает.

В госпитале нельзя находиться с телефонами, поэтому далее только фото видов города
Потом повторный обход палат: собрать посуду, поменять положения бойцов, кого-то сопроводить по отделению, куда ему нужно, кого-то помыть или постричь. Перед эвакуацией  – подобрать всем уезжающим необходимые белье и одежду, потом перестелить все кровати чистым постельным бельем, предварительно собрав комплекты из огромных мешков, в которых привозили чистое белье. В течение дня – выполнить мелкие поручения: найти  зарядное устройство для телефона или снятый во время операции крестик, подобрать и принести банные принадлежности, подать, принести, переместить и т.п.

– Когда посторонний человек невольно нарушает твои личные границы (тебя моет чужая женщина, проверяет мочеприемник, чтобы не переполнялся, или помогает надевать нижнее белье и одежду) волей-неволей проникаешься доверием к тому, кто помогает, – заметила Татьяна. – Именно в такие моменты раненые делились самым сокровенным, самым страшным, тем, что не расскажешь маме или любимой, потому что родных стараешься беречь, а выговориться нужно. Иногда просто выразить удивление: «Как же так получилось, что я (иногда один из всех) выжил в этой мясорубке?» Очень важно быть готовым слушать и слышать, причем, самое страшное и мучительное. И правильно реагировать. Иногда даже ответ не нужен, главное – выслушать. И все, как один повторяют: «Сейчас подлатают, вернусь к своим». Один из раненых меня узнал: мы с вами полгода назад здесь уже виделись. У многих уже не первое ранение. И все равно возвращаются на фронт.

– Когда было невыносимо больно и жалко ребят (после каких-то историй, или когда он, весь израненный, желает здоровья тебе и благодарит, благодарит), плакать уходили в комнату, где хранится одежда и постельное белье, – поделилась Дарья. –  Но времени просто пореветь нет, поэтому слезы текут, а ты порядок в шкафах наводишь, раскладываешь одежду по типу и размерам, чтобы во время эвакуации, когда каждая секунда на счету, не перерывать тонны вещей в поисках нужного. Кто-то в такие моменты шел стирать полотенца и прочие мелочи. Хотя всю эту работу приходилось выполнять не только в трудные минуты, а регулярно, вне зависимости от настроения, душевных и физических сил.

– Повторю снова, что мы там нужны. В первую очередь, для ухода и человеческого тепла. Поэтому если кто-то из читателей сомневается, нужно ехать или нет – нужно! – утверждает Татьяна.  – Конечно, желателен опыт по уходу, чтобы знать, с какой стороны к раненому подойти, как правильно перевернуть, чтобы не навредить. Но группы составлены таким образом, что в них всегда есть опытные добровольцы, которые все покажут. Мы со своей стороны также готовы помочь с приобретением элементарных навыков по уходу. У нас есть и школы по уходу, и возможность практических занятий в одной из больниц Екатеринбурга. Даже если что-то не будет получаться, разбор и подбор вещей и подготовку к кормлению может осуществлять любой. Хотя, опыт показывает, что оказавшись в госпитале, быстро всему учишься, потому что понимаешь, что если не я, то кто?

– Еще очень важно научиться беречь себя, знать способы, как не надорваться самой. Например, благодаря особым приемам, я смогла не «сорвать» свою больную спину, поднимая раненых или перестилая десятки кроватей в день, – рассказывает  Дарья. – Болеть некогда, поэтому беречь себя это не эгоизм, а элементарная необходимость. Еще у нас была традиция раз в день выделять время для отдыха. Мы брали кофе (в приемном покое есть кофе автомат), выходили на улицу за здание корпуса и 15-20 мин просто сидели в тишине, грелись на солнышке и приводили душевное состояние в порядок. Очень важно в течение дня заставлять себя делать небольшой перерыв, хотя хотелось бежать что-то делать дальше, присесть было некогда.

Сестры рассказали еще много всего, как интересного, так и личного. Как болели ноги от бесконечного хождения по коридорам (и хотя шагомеров с ними не было, предлагаем, что за день они успевали находить десятки километров по отделению), иногда времени не было даже поесть (пока кормили раненых, время завтрака для сотрудников заканчивалось). Как добровольцы поддерживали друг друга, помогая и обучая. Как одна из добровольцев (хирургическая сестра на пенсии) в течение нескольких дней убирала опарышей из ран молоденького бойца (он был засыпан землей несколько дней) – никто не решался, а она смогла. А в последний день оказалось, что она – тоже сестра милосердия, но стеснялась носить сестринский плат, не считая себя достойной.

Как красив Белгород, который, не смотря на постоянный вой сирен, старается жить максимально мирной жизнью. В первый вечер сестрам удалось даже немного прогуляться по городу. И они обратили внимание, как много молодежи и детей гуляли вместе с ними. Достойно особого уважения, что Белгород – город воинской славы не на словах, а на деле: улицы и аллеи посвящены героям Великой Отечественной войны, Чеченских компаний, Специальной военной операции. Повсюду фотографии людей, символика. У нас в Екатеринбурге такое увидишь только к 9 Мая, а там это просто образ жизни.

Как весь город, несмотря на обстрелы, включен в помощь: собирают гуманитарную помощь, выходные проводят в госпитале, постоянно организуют концерты и мероприятия. Сестры вспомнили, как зимой кормить раненых по выходным приезжала женщина из Шебекино, которое само постоянно находится под обстрелом. Как еженедельно сестры местного сестричества готовят ребят к Таинствам, приходит батюшка, читает Акафист, крестит и причащает всех желающих.

Как невероятной милостью Божией сестры оказались поздним вечером после работы в Марфо-Мариинском монастыре, и одна из монахинь с любовью их встретила, открыла для них все возможные помещения, все показала и дала возможность помолиться в храме, потому что днем в рабочее время у сестер такой возможности не бывает.

Много всего еще осталось за скобками этого рассказа. Важно одно – помощь нужна! Получить практические навыки, а также стать добровольцем просто: 8965-534-30-57 – Татьяна Ананьина, сестра милосердия, руководитель направления «Помощь взрослым» Православной Службы Милосердия.