Протоиерей Евгений Попиченко, руководитель и духовный наставник Православной Службы Милосердия при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии, дал интервью информационному агентству «Европейско-Азиатские новости» о том, как приходится представляться в защитном костюме, о гостинцах и закрытых для священников медучреждениях.
– Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, про практику духовной поддержки тяжелобольных пациентов.
– Есть такая народная мудрость: «Как тревога, так до Бога». Обычно в нашем круговороте жизни Бог часто оказывается за скобками, и мы вспоминаем о Нем тогда, когда, действительно, плохо, тяжело, когда человек оказывается в болезни или в больнице. Одно из основных служений церкви, кроме совершения литургии – быть рядом с теми людьми, которым плохо, тяжело, трудно, которые болеют.
Всегда, когда христианин оказывался в больнице, особенно перед операцией или в тяжелом состоянии, он мог пригласить священника для совершения таинств исповеди, причастия, в которых человек реально получает поддержку Бога. На постоянной основе священники посещали больницы для встречи не только с пациентами, но и для поддержки врачей, которым очень важно доброе слово, вдохновение и осмысление с духовной точки зрения их служения.
Когда случилась эпидемия, во многих учреждениях объявили карантин, и оказалось невозможно священнику выполнять его пастырский долг, поскольку ограничили его доступ в эти учреждения.
Руководитель синодального отдела по церковной благотворительности епископ Пантелеимон сам в первую очередь идет в эти места, где необходимо особое присутствие священника, и призывает священников, несущих служение милосердия, быть с теми людьми, которым в первую степень нужна такая поддержка.
– Как пациент «ковидария» может пригласить священника?
– У каждого человека есть конституционное право пригласить священника даже при условии нахождения в инфекционном отделении и при условии нахождения в реанимации.
Порядок такой: если человек оказался в больнице, и ему необходимо присутствие священника, то он обращается к заведующему отделения, и священник приходит к тяжелобольному или человеку, находящемуся на грани жизни и смерти. Всегда прекрасно, когда руководители медицинских учреждений понимают эту необходимость и входят в положение.
Но сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда находятся причины не допустить священников к тяжелобольным людям. Хотя и врачи, и медсестры, и обслуживающий персонал – они входят в «красную зону», они проводят там рабочий день, потом возвращаются к своим домашним обязанностям и живут в таком режиме.
– Кто из священников заходит в «красную зону»? По какому принципу их выбирали?
– У нас сформировалась группа священников, которые готовы и по физическому самочувствию, и по решимости идти к пациентам, находящимся в «красной зоне». Есть такой опыт: священники заходили в «красную зону», выполняя все требования, надевая средства индивидуальной защиты и поддерживая тяжелобольных людей.
– Как реагируют пациенты?
– В одной больнице мы вместе с сестрой милосердия, которая является, в том числе, и сотрудником больницы, просто навещали пациентов, заходя в палаты. Конечно, для них было непривычно видеть священника в этом одеянии, приходилось каждый раз представляться, что я священник, что мы пришли вас навестить, принесли для вас витамины; угощали их конфетами, вместе молились, говорили слова поддержки и ободрения. Мне кажется, очень важно для человека в этом состоянии услышать о том, что необходимо собраться, что все будет хорошо, что болезнь – она преодолима. Самое главное – напомнить, что есть у нас такой огромный ресурс – личное обращение человека к Богу с молитвой.
– А как к таким визитам относится медперсонал?
– У нас не в каждой больнице руководство принимает священников, объясняя это, на мой взгляд, не вполне объективными причинами. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый человек, которому нужна помощь, поддержка и который оказался в больнице, «красной зоне», имел бы надежду, что священник укрепит, помолится и даст особое духовное лекарство для скорейшего выздоровления.
Мы поддерживаем наших подопечных, пациентов разными способами. Например, в одной больнице продолжает работать чат, в котором люди общаются друг с другом и поддерживают. Мы с добровольцами неоднократно снимали видеоролики, в которых ободряли и докторов, и наших подопечных. Всегда есть возможность поговорить по телефону.
У Православной Службы Милосердия есть сайт ekbmiloserdie.ru, есть телефон диспетчера (343) 200-07-04, на который все нуждающиеся люди могут позвонить и получить поддержку.
– Сестры милосердия бывают в больницах?
– До наступления карантина Православная Служба Милосердия в Екатеринбурге сотрудничала с 15 медицинскими и социальными учреждениями, в которых регулярно присутствовали сестры милосердия, добровольцы, поддерживая подопечных и помогая медицинскому и социальному персоналу. Сейчас такое служение приостановлено, но священники готовы приходить, и запрета для этого не должно быть, потому что есть опыт в разных регионах, где руководство министерства здравоохранения идет навстречу и понимает необходимость участия и помощи церкви для скорейшего выздоровления пациентов.
Источник: информационное агенство ЕАН