С проблемой профессионального выгорания (синдромом эмоционального выгорания) сталкиваются многие люди помогающих профессий. Во время встречи отец Евгений рассказал, как сам после десятилетнего священнического служения столкнулся с выгоранием.
— Не так давно в нашем языке появилось выражение «синдром профессионального выгорания». Это состояние характеризуется эмоциональным истощением, равнодушием к своей деятельности, формализацией своего служения. Данное понятие ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Часто приходится слышать: «Человек выгорел» — потерял внутреннее горение. Например, я общался с уважаемым мною священником, который признался: «Я потерял огонь в сердце. Очень увлекся строительством своего дома, а оно затянулось на 5 лет. Дом я построил, но потерял тот огонь, что был в сердце».
Как техника нуждается в регулярном и своевременном техобслуживании, так и человеческую душу нужно поддерживать.
— Внутри нас очень стройный механизм, который Господь в нас вложил, и есть необходимые условия для нашей души, чтобы она не выгорела, чтобы не потерялась бодрость, целеустремленность.
Отец Евгений напомнил о четырёх источниках Божией благодати, к которым христианин должен припасть для наполнения своего «светильника» - это катехизис, молитва, дела милосердия, совершаемые во имя Христа, чтение Священного Писания, учения святых отцов, житий святых.
Порой к разочарованию и выгоранию человека приводит неправильная мотивация, неверное целеполагание. «Если мы занимаемся социальным служением, чтобы всех спасти, всем помочь, то приходим к тому, что помочь всем невозможно, что победить наркотики нельзя. В итоге происходит надлом. К нему приводит и неблагодарность людей.»
Какой же тогда должна быть наша установка? Каким мотивом нужно руководствоваться, скажем, сестре милосердия?
— Вожделенный плод наших трудов — это смирение. И цель социального служения — приобрести смирение. Авва Дорофей говорит, что путем к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно. Сначала я не совсем понял смысл этих слов. Но потом у святителя Игнатия Брянчанинова нашел объяснение: разумно — это когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние грехи, что это возможность искупить их перед Богом. И от такой мысли возникает верная мотивация.
В заключение протоиерей Евгений Попиченко отметил, что все-таки пройти жизненный путь без скорбей невозможно:
— Как бы мы ни старались обезопасить себя, как бы ни настраивались на то, что все должно быть гармонично, нужно понимать, что всякий, кто приступает работать Господу, должен приготовить душу свою к испытаниям. Невозможно без скорбей пройти жизненный путь. Душа все равно будет испытывать боль, переживания. И это необходимое условие для спасения. Никакое служение нельзя оставлять без явной на то воли Божией. Если ты взял благословение нести этот крест, то нужно нести его до конца. Преодолевая трудности, смиряясь, терпя обстоятельства жизни. Но ни в коем случае не бросать. Если крест будет брошен даже незадолго до финала, то дело жизни потеряется.
Вторая часть встречи с протоиереем Евгением Попиченко прошла в формате вопрос-ответ. Разговор был о выборе духовника, о природе Церкви, о старославянском языке, о противодействии нападкам лукавого.
Источник: Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского