В начале своей речи отец Константин сделал акцент на том, что не нужно бояться находиться рядом с умирающим человеком, потому что каждый, встретившись со смертью другого, получает большой духовный опыт. Но чтобы получить этот духовный опыт, необходимо пройти определенные душевные этапы, которые могут сопровождаться искушениями:
1 этап – сиротство. Любой человек, в особенности женщина, привязывается к тому подопечному, за которым ухаживает. И зачастую больной, поскольку в болезни он чаще всего смиряется, открывается человеку, который о нем заботится. Поэтому происходит некий душевный обмен, и незнакомый человек становится постепенно «родным». Когда же подопечный умирает, то на душе сестры или брата милосердия появляется ощущение «сиротства», он чувствует, что потерял дорогого его сердцу человека. Это неизбежный и необходимый этап, который нужно пройти всем.
2 этап – чувство вины. После ощущения сиротства на смену неизменно приходит чувство вины. Мы чувствуем себя виноватыми, что что-то недодали умершему человеку. Парадокс этого чувства в том, что чем больше сил мы старались вложить в этого человека, тем сильнее чувство вины. На самом деле, это хорошее чувство – это обличение нашей совести, что мы не умеем по-настоящему любить. Но здесь таится опасное искушение: если мы начинаем в этом каяться и излишне печалиться, что не можем теперь подарить этому человеку достаточно любви, это может привести к унынию. Вместо этого нужно осудить себя и обратить свою нерастраченную любовь на живущих людей.
Отдельного внимания заслуживает вопрос, был ли умерший подопечный крещен. Конечно, не нужно фарисействовать и относиться к некрещеному хуже, чем к верующему. Но когда умирает неверующий или некрещеный человек, это всегда тяжело, так как мы понимаем, что провожаем его не в лучший мир. Однако при этом не должно возникать чувство отчаяния, что мы не можем уже ему чем-то помочь, что не смогли привести его к вере. Мы не должны себя за это корить, потому что это выбор самого человека, и мы ответственности за него не несем. Наше дело - только молиться о спасении человека и сеять семена веры, а обратить может только Бог. И если при смерти некрещеного человека возникает уныние – это значит, что в нас была примесь гордости и самомнения, мы считали, что сами можем привести человека к Богу. Если всё-таки Бог перед смертью обращает человека, и он приходит к вере, то мы должны считать это великой милостью Божией, и ни в коем случае не приписывать это себе. Также очень важно оградить себя от размышлений о посмертной участи подопечного, потому что мы не знаем судеб Божиих, а восхищать себе Божий суд – это осуждение.
Ознакомиться с полной версией выступления отца Константина Корепанова можно по ссылке.
Отдел социального служения Екатеринбургской епархии
Екатеринбург, ул. Кирова, 65 (территория Успенского Собора на ВИЗе)
Телефон: (343) 200-07-04 (диспетчер)