- Юлия, как добровольцы проекта помогают детям, они отпрашиваются с работы на целый день или как всё это происходит?
- Конечно, большинство наших добровольцев работают, но с разным графиком: кто-то 2 через 2, или до 16:00. И часть свободного времени, что у них есть: дневное, вечернее, ночное, выходные дни, они посвящают деткам, приходя, как правило, на одну-две смены в неделю. Казалось бы, это немного времени 3-4 часа в неделю. Но у нас есть статистика за три года. В 2015 году сопровождение детей составило около трех тысяч часов проведенных добровольцами на проекте «Мама на час». А в 2017 году эта цифра возросла и составила 4921 час, и сопроводили мы 46 детей.
- Много ли у вас постоянных добровольцев, которые помогают с детками?
- На 1 января 2018 года в проекте задействовано на постоянной основе 48 добровольцев и 2 сестры. В среднем в месяц участвует в сопровождении 27 добровольцев. В течение месяца приходит 10-15 новых добровольцев. Некоторые уходят по семейным обстоятельствам, переезжают или по состоянию здоровья.
- Сколько поступает запросов на уход за детками? Справляется ли 50 добровольцев?
- Последнее время у нас существует такая тенденция, что мы сопровождаем на протяжении двух лет ежедневно. У нас всегда есть кто-то в больнице. Очень редко бывают небольшие перерывы, когда проект не работает. Это когда ребенок должен был поступить, но его не приняли из-за плохих анализов или по другой причине. Таких перерывов в году получается около 2 месяцев, в том числе один месяц летом, когда у нас каникулы. Мы об этом предупреждаем медицинские учреждения и договариваемся с домами ребенка, чтобы на это время детей не записывали на лечение.
- Именно из домов ребенка поступает запрос на сопровождение ребенка?
-Да. Мы сотрудничаем с домами ребенка и детскими домами не только города Екатеринбурга, но и из области: Нижнего Тагила, Первоуральска, Серова, даже из Нижней Туры мы сопровождали девочку. Детские учреждения знают о нашем проекте, при необходимости обращаются и просят о помощи. Сообщают мне в какую больницу, и на какой срок поступит ребенок. Мы составляем план и если сроки сопровождения у нескольких детей совпадают, я прошу сдвинуть очередное поступление ребенка. Очень сложно обеспечить сопровождение двух или более детей одновременно даже силами 50 добровольцев. Поскольку сопровождение круглосуточное. На два сопровождения нужно человек сорок, чтобы обеспечить ребенка постоянным присутствием добровольца рядом с ним и вниманием.
- Какие люди приходят в добровольцы, молодые или более старшего возраста?
- У нас добровольцы разного возраста, от 19 до 66 лет. Возраст неограничен, если есть силы. Иногда нужно поднять ребенка или поменять памперс ребенку-инвалиду, отнести его в процедурный кабинет. В добровольцы идут люди активные, в нашем проекте, конечно, это женщины. Мужчин мы не привлекаем в проект, ведь так сложилось, что и со своими детьми в больницу ложатся мамочки. Женщинам легче справиться с уходом, с кормлением, они более терпеливы, более внимательны к ребенку.
- Елена, как давно Вы являетесь добровольцем проекта «Мама на час»?
- Я являюсь добровольцем проекта «Мама на час» около двух лет. В службу я пришла, почувствовав внутренний призыв: у меня всегда было желание помогать детям. Как себя в этом реализовать я не знала. И являясь прихожанкой Собора Успения на ВИЗе, я обратилась к отцу Евгению Попиченко. Он посоветовал мне стать добровольцем Православной Службы Милосердия: пройти собеседование, ознакомиться с направлениями деятельности и определиться где смогу реализовать свои желания. Я пришла на собеседование и выбрала направление «Мама на час». Познакомилась с Юлей, она сказала, какие необходимо собрать справки, затем было первоначальное обучение с психологом и с уже опытными добровольцами. Я увидела, что оказывается полная поддержка, никто тебя не бросит одну, всегда дадут совет и рекомендацию. Психолог рассказала, как избежать ошибок.
- Я понимаю, что желание помочь деткам бесспорно, но когда ты оказываешься один на один с больным ребенком в больнице, могут появиться страхи и сомнения, невозможность перешагнуть через себя. Были ли у Вас подобные моменты?
- Страхов не было. Возможно потому, что я очень много времени работала с детьми в детском саду. Я не отношусь к детям, как к чужим. Есть даже такое высказывание: «чужих детей не бывает». Были затруднительные моменты, в которых не хватало медицинского образования. Если дети совсем лежат, то не знаешь, как их лучше приподнять, перевернуть, памперс поменять, помыть. Первое время были такие вот трудности именно с очень тяжелыми детьми. С детьми, которые полегче, всё понятно, что делать: покормить, улыбнуться, сказать, что он замечательный, почитать ему книжку, поиграть, сделать гимнастику. Делать всё то же самое, что мы делаем со своими детьми.
-Бывает причина отказа от помощи детям-инвалидам в том, что говорят «У меня сердце разрывается от жалости к такому ребеночку. Я не могу на это смотреть, поэтому лучше не буду туда ходить». У Вас не возникало такого чувства?
- Я не отношусь к ним, как к инвалидам. И знаете, общаясь с ними, в какой-то мере начинаешь себя ощущать инвалидом. Дети с такими болезнями оказываются очень сильными духом. И они дают гораздо больше обратной любви, нежели ты даёшь им. Например, у нас был мальчик Слава (имя изменено в целях конфиденциальности), которому делали операцию на сердце. У ребенка был очень сложный порок, он поступил очень слабый, очень сильно недоразвит для своего возраста, даже головку не держал. И ребенок показал такую волю к жизни, перенёс тяжелую операцию, прошёл реабилитацию очень быстро. Питался через зонд, а сейчас кушает самостоятельно и физически хорошо развивается, и ходит и сидит. То есть ребенок, которого мы приняли лежачим, теперь очень активно развивается, показывая желание жить нормальным ребенком, а не инвалидом. У него свои чувства, эмоции, желания и любовь, которая есть у него внутри.
- Юлия, Елена упомянула, что вы обучаете своих новых добровольцев. Как это происходит?
- У нас организован курс «Экспресс-мама», а также летом проходит более продолжительное обучение с участием психологов и детских педагогов. Первоначально, когда приходит доброволец мне важно его настроить, что он будет много времени проводить один на один с ребенком. В других учреждениях приходит группа добровольцев к группе детей. И у нас нужно правильно оценить свои возможности. Если доброволец говорит, что не боится быть один на один с больными и маленьким ребенком, идёт следующий этап – подробный инструктаж. Мы разбираем вопросы - для чего мы приходим в больницу, что мы делаем, что мы не делаем. Так например, мы ни в коем случае не проводим медицинские манипуляции, не вмешиваемся в назначения врачей, строго выполняем все назначения по приему лекарств, не внося ничего своего, как бы ни казалось нам, что так будет лучше. Если есть свободное время, то играем в допустимых для этого ребенка нагрузках.
Следующий этап – стажировка. Доброволец находится рядом с ребенком и с опытным добровольцем. Новый доброволец знакомится также и с медучреждением: узнает, где находятся кухня, медицинский пост, санитарная комната, куда выбрасывать памперсы, где подмывать ребенка или умывать. Если доброволец более уверен, то может прийти пораньше перед своей сменой, а если менее уверен, то прийти вообще в другой день, посмотреть обстановку и ребенка и окончательно принять решение. Также 4 добровольца с нашего проекта обучаются в медицинском колледже на курсах «Младшая медицинская сестра по уходу». Благодаря курсам они становятся более профессиональными в плане ухода. Пусть эта квалификация не даёт права делать медицинские манипуляции, но зато даёт знания, каким образом проводятся эти манипуляции. И мы можем проконтролировать и подсказать о своевременности манипуляции.
- Елена, вы сейчас проходите обучение в колледже, что оно вам дает?
- Нас обучают не только медицинскими знаниями, которые позволяют определить первые признаки пролежней или потницы, основы манипуляций. Кроме этого нам дают понятия духовной составляющую сестры милосердия: как оказать моральную поддержку больным. Это очень помогает в уходе за больными. И замечательно, что в Православной Службе Милосердия так заботятся о своих добровольцах, помогают им развиваться и дают первоначальные знания.
-Юлия, я знаю, что вы недавно получили субсидию. Расскажите об этом.
- В октябре 2017 года проходил конкурс от администрации города на получение муниципальной субсидии на социально-значимые проекты. Мы сделали заявку на проект «Мама на час». Было подано 110 заявок, из них 47 получили поддержку от администрации города. Наш проект тоже получил поддержку, а значит и признание в необходимости проекта «Мама на час», что очень приятно. Большое спасибо администрации за поддержку в размере 80 тысяч. На эти средства мы закупили памперсы, влажные салфетки, впитывающие пеленки, а также средства для личной защиты и гигиены добровольцев проекта. Это маски, перчатки, антибактериальные средства для обработки рук.
Отдел социального служения Екатеринбургской епархии
Екатеринбург, ул. Кирова, 65 (территория Успенского Собора на ВИЗе)
Телефон: (343) 200-07-04 (диспетчер)