Русская Православная Церковь
ОТДЕЛ
СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
Екатеринбург, ул. Кирова, 65
soee@yandex.ru
(343) 200-07-04

Ревдинское благочиние. Опыт работы фонда «Ника» с зависимыми людьми

Благотворительный фонд «Ника», оказывающий реабилитационную помощь зависимым гражданам, действует в Екатеринбургской епархии уже около 6 лет. Какая оказывается помощь в фонде? Что необходимо для успешной реабилитации зависимых людей? Сколько человек после реабилитации возвращается к нормальной жизни? Обо всём этом мы узнали у президента благотворительного фонда «Ника» Николая Леонидовича Бажина.

Николай Леонидович Бажин

- Николай Леонидович, подскажите пожалуйста, какие существуют условия для прохождения реабилитации в вашем центре?

- Сейчас Свято-Пантелеимонов центр духовного попечения рассчитан на 35 человек, он мужской, и на сегодняшний день все места заняты. Пребывание в центре платное, стоимость 10 000 рублей в месяц. Но мы даём возможность ребятам самим заработать на свою реабилитацию, предоставляя им здесь работу на 4 часа в день. Это может быть колка дров, работы на огороде, в столовой, уборка, ношение воды. Также они выполняют работы по уборке территорий - на такую работу их возит автобус. Хотелось бы построить производственный цех, но для этого нужны средства. В наш центр существует очередь. Реабилитация рассчитана на 4 года: 1 год - стационарно, то есть в центре, и 3 года – самостоятельно, сохраняя границы безопасности и рекомендации, которые помогут сохранить трезвость. Уменьшить срок реабилитации нельзя. Как говорится, «время лечит». Для того, чтобы здесь находиться, обязательно нужно согласие и желание самого человека. Бывает, что родители привозят и говорят: вы его подержите здесь, мы будем вам платить деньги - а он этого не хочет. Мы на такое не соглашаемся.

- Должен ли потенциальный клиент проходить какое-нибудь медицинское обследование перед поступлением к вам?

- У нас подписаны соглашения с городской больницей и наркологией. При поступлении к нам люди сдают анализы на ВИЧ, гепатит, туберкулёз, общий анализ крови. Затем проходят нарколога-психотерапевта, он проверяет их на шизофрению. Это делается для того, чтобы определить: можно ли вообще этому человеку помочь? Современные синтетические наркотики зачастую приводят человека к шизофрении, и в этом случае мы ему не можем ничем помочь. Здесь могут помочь только в клинике. Также врач определяет, может ли человек находиться в центре, опасен ли он. И после осмотра врача, мы кладем человека в наркологию на дезинтоксикацию. Наш врач-нарколог - хороший специалист и православный человек. И как-то так, всё по воле Божией, здесь сложилось. Наличие ВИЧ и гепатита не являются препятствием для нахождения в центре. А выявление этих болезней позволяет начать лечение, чтобы он не умер, находясь у нас.

Спальная комната в реабилитационном центре

- Не бывает ли случаев, когда реабилитанты срываются во время прохождения лечения?

- Чтобы предотвратить употребление алкоголя и наркотиков в центре, территория центра закрыта. Все поступающие сюда на реабилитацию дают согласие на то, что в любой момент их личные вещи могут быть досмотрены, что за ними ведется круглосуточное видеонаблюдение, что они обязуются выполнять все правила, принятые в центре. Бывает, что после выхода из центра у наших бывших подопечных случаются рецидивы. Тогда при повторном обращении к нам они начинают проходить программу уже со второго этапа.

- Наверное, после возвращения в мир вашим подопечным очень трудно социализироваться, найти работу?

- После прохождения реабилитации мы помогаем ребятам трудоустроиться. Например, был один проект, где соцзащита выделяла на организацию рабочих мест 30 тысяч рублей. Мы открыли строительную фирму, и наши подопечные получили на каждое рабочее место по 30 тысяч рублей. На эти деньги они купили строительный инструмент: болгарки, дрели, шуруповерты. Также большинство сотрудников – это бывшие подопечные центра.

Молитвенная комната

- Что является основой реабилитации?

- В центре у нас существует три режима в одном: по типу монашества (мне приходилось жить в монастырях), армейский уклад (дисциплина, порядок) и что-то взятое из коммун педагога Макаренко. Если подопечный Свято-Пантелеимонова центра духовного попечения нарушает правила, ему назначается дисциплинарное наказание – наряд вне очереди. Вероисповедование в центре – православие. Утром и вечером – молитвенное правило, чин прощения, в субботу-воскресенье - в храм, соблюдение постов, то есть полностью жизнь православного христианина. Это одно из обязательных правил. Для реабилитации мы используем святоотеческую литературу. В понедельник, среду и пятницу – проходят беседы по основам православной веры; вторник, четверг – психокоррекция; воскресенье – психотерапия. Цикл бесед «основы православной веры» полугодичный, в него подопечный может влиться с любой беседы и полностью этот круг пройти. Эти беседы утверждаются у Викария нашей епархии, Владыки Евгения. Он является духовником фонда «Ника». Программа эта называется «Комплексное развитие личности на основе православной веры для лиц, попавших в зависимость». В этой программе применяется психолого-педагогический подход. В разработке принимали участие Смирнов Роман Валентинович - теолог-преподаватель, отец Игорь Бачинин, Погорелов Станислав Тимофеевич, я также участвовал. Мы совместными усилиями создали такую программу. Все педагоги и психологи, работающие в нашем центре, православные.

Также не менее важным является духовное окормление учреждения. Если священник приходит один раз в неделю для проведения беседы - ничего не получится. Священник должен участвовать в этой жизни. Он зашел ребятам, поприветствовал, спросил как дела, больше ребятам и не надо. Батюшка нам во всём помогает, молится с нами и молится за нас, и акафисты читает, и проводит индивидуальные беседы с ребятами. Психология - это одно, а духовное окормление - совершенно другое. Мы пробовали вести свою деятельность в других епархиях, и по опыту могу сказать, что без активного участия священников ничего не получается.

Библиотека

- Ведется ли у вас статистика: сколько человек возвращается к нормальной жизни после прохождения реабилитации?

- Большинство ребят, которые здесь находятся, принимает обет трезвости. 90% находящихся в центре, наркозависимые, 10% алкоголезависимые. Зависимые от алкоголя мужчины постарше, а наркозависимые, в основном, молодежь. Из тех, кто обратился к нам, 25% избавились от зависимости, а из тех, кто полностью прошёл программу, этот процент намного выше - 50-60%.

- А что делать с созависимыми людьми, ведь им тоже необходима поддержка и помощь?

- Всех созависимых мы отправляем в храм Николая Чудотворца при горном университете. У них есть общество трезвления, мы с ним сотрудничаем. Там есть Татьяна Викторовна, очень хороший психолог, мы отправляем к ней всех мамочек. И первое, что я советую, когда к нам приходят – прочитать книгу Зайцева С.Н. «Созависимость - умение любить». Очень хорошая книга. Советую прочитать, чтобы понять, что такое наркомания.

- Существуют ли какие-нибудь проблемы у вашего фонда?

- Основная проблема существование центра – это финансы. Центр зарабатывает в месяц около ста тысяч, остальное пожертвования. Содержание центра обходится в месяц около 500 тысяч, на одного реабилитанта тратится около 15 тысяч.

- Занимаетесь ли вы реабилитацией подростков?

- Мы не имеем права принимать несовершеннолетних в приют, т. к. этим может заниматься только опека. Поэтому если несовершеннолетнему нужна реабилитация, его родители оформляют на меня опеку, и я как опекун беру его на реабилитацию. С несовершеннолетними работать проще, их можно чем-то увлечь. Чтобы дети не попали в зависимость, нужно заниматься детьми, их воспитанием. К сожалению, сейчас никто не занимается воспитанием детей: ни родители, ни школа. Духовно-нравственное воспитание зиждется на традициях, а хранитель этих традиций – Православная церковь. Не гаджеты нужно давать ребенку, а книги читать.

Благотворительный фонд «Ника»

Свердловская обл., г. Ревда, ул. Мамина-Сибиряка, 35

Телефон: 89226018888

https://fondnika.ru/